Читательница пишет: «Какая чудесная статья! (это про «Остров Сокровищ») А можно такой же разбор «Незнайки на Луне» и «Самого богатого человека в Вавилоне», пожалуйста…» Насчет «Самого богатого…» — не знаю, честно, что там разбирать — это типа таблицы умножения: несколько занудно, художественно никак, — и при этом абсолютно правильно, достаточно просто не забывать. А вот «Незнайка» — таки да, заслуживает внимания. 

В чем я лично до конца не уверен, так это можно ли читать «Незнайку на Луне» детям. Даже с комментариями. Дело в том, что дети практически не обладают критичностью. И всякие совковые сентенции типа «богатые — плохие, бедные — хорошие», которыми книжка буквально утыкана, как снайперский камуфляж веточками (то и другое, конечно, для маскировки), — могут оставить в незащищенной детской психике довольно травмирующий отпечаток. Тем более, что реабилитация совка сегодня — типа мозговой ветрянки (этих бы  совкофилов не то, что в лагерь, а хотя бы в очередь на полдня с пачкой талонов). Впрочем, не будем отвлекаться. Сейчас — время стартапов. Каждый хочет запустить какую-то хрень неведомую, чтоб полетела. Так вот для стартапера «Незнайка на Луне» — просто настольная книга. Ну и попутно там дан ряд вполне себе классических экономических моделей — тоже с точностью необычайной.

Мне эту книжку рекомендовал в свое время один неглупый и небедный парень, из русских немцев. На тот момент он как раз выгодно и вовремя вышел из темы с аффинажным заводом (это как раз когда ГБшники прилетели со своими приборами невесомости), а в благословенные девяностые занимался сбором и поставкой цветмета за рубеж. Совсем как Пончик со своей солью. Ну, в определенный момент все граждане бывшего совка оказались на луне в положении Незнайки и его друзей. Сегодня, когда все стало с ног на голову, кстати, тоже.  

Прежде, чем переходить непосредственно к Незнайке, следует пару слов сказать об авторе. Есть такое мнение, что Носов наряду со многими знаковыми литераторами того времени, от Булгакова до Алексея Толстого, входил в так называемый Бартиниевский литературный кружок. Ну, вроде как, довольно продолжительное время собирались неглупые пишущие парни на квартире у странного итало-советского инженера. По датам примерно совпадает, — и не более того. История это полулегендарная, как и сам Бартини, которого одни считают прототипом и Воланда и уж точно — Буратино, и заодно первооткрывателем трех измерений времени, а другие — просто фантазером. Потому что невидимые самолеты, которые он разрабатывал, так и не полетели, по крайней мере, массово. А вот книжки его собеседников — полетели. Так бывает. Что касается времени, то действительно еще древние греки выделяли не сколько-нибудь, а именно три мойры под управлением Зевса. И картина, приписываемая лично Бартини с характерной подписью «Вот одно оно все» — показывает движение энергии так, что просто диву даешься: ну да, если рисовать, то именно так и выглядит.

Есть и еще одна вещь касаемо Носова, уже ближе к нашей теме. Сейчас многие не понимают, насколько сказочно, фантастически богатым был официально признанный советский писатель с массовыми тиражами. Их гонорары измерялись десятками тысяч при средней зарплате сто двадцать. Это типа современного олигарха, — другой мир и другая жизнь. Потому у Булгакова в писатели так и рвутся разные граждане. Ну а на момент написания третьего тома «Незнайки» Носов был уже и признанным, и массовым. То есть с деньгами у него все было очень хорошо. А как известно, магическое воздействие книги (да и любого художественного произведения) определяется именно той подсознательной установкой, которая имелась у автора в процессе написания. Поэтому, кстати, так плохо работают книги из серии «Как разбогатеть…», причем как написанные коучами-нищебродами, так и действительно миллионерами. А потому что пока пишет, автор подсознательно имеет в виду период собственной бедности. Это скорее его личная терапия, чем лекарство для других.

А бывает и наоборот, и еще как бывает: вот сидит такой дядечка в костюме с отливом и  творческом отпуске посреди нищей страны, и пишет про построение социализма на Луне. И так у него все классно, что и книга получается замечательная, и работает на самый что ни на есть капиталистический успех. И как и во всякой книге, написанной с подключением, в ней очень много всякого такого, о чем писателю и знать-то неоткуда. 

Как они там выпускали акции и собирали деньги, чтобы слетать к незнайкиной ракете за семенами гигантских растений (чтоб всем не работать!), как при этом выпускали рекламу, и как потом жуликоватые подельники честного Незнайки сбежали с кассой, — ну классическая же история стартапа. Читал и плакал. Как пончик разбогател на неосвоенных ресурсах и все деньги  проел, — видимо именно эта история особенно грела сердце моему знакомому, начинавшему со сбора металлолома. Только в отличие от Пончика деньгами он распорядился разумнее. Как работает гостиница «Экономическая», — ну готовая же бизнес-модель для эконом-сегмента, все современные лоукостеры так и делают. И подсадка баранов на развлечения на Дурацком острове сегодня точно также включается, просто перешла в цифру. Единственное, что там абсолютно не в кассу, — это психология богатых людей (в отличие, кстати, от мелких жуликов — тут все точно), — ну так в совке и невозможно было подать тему по-другому.

Перечислять можно очень долго, и думаю, незачем, — в каком ключе читать уже вполне понятно. Типичная детская книжка для взрослых. Мне лично, помимо финансовых схем, огромное удовольствие доставило описание научной дискуссии среди коротышек в самом начале. Все такие умные, шо деваться некуда, на Луну слетали, — ни фига не увидели. А потом Незнайка случайно включает невесомость. Ведь и это знал, мерзавец…