БЛОГ

Визит к Минотавру и не только

Продолжаем пересматривать, перечитывать и переслушивать, — с неожиданных сторон и с практической пользой.



ЭЛЬДОР УРАЗБАЕВ 


Визит к Минотавру 



Фильм прекрасно показывает достойные отношения между Учителем и учеником и основные ловушки на пути познания, в том числе и неочевидные. Ну, что талантливый раздолбай губит сам себя, а менее талантливый труженик в итоге побеждает — это понятно. А вот почему Амати живет в счастье, а Страдивари — в страдании, причем независимо от успехов и неудач? Чему он так и не смог научиться? И почему добрейшего скрипача-виртуоза Полякова по факту любят только дурочки-ученицы, а люди действительно талантливые — ненавидят и завидуют? Дело только в их личной несостоятельности? А что, в мире музыки мало успешных бездарей и негодяев, достойных ненависти куда больше? Почему бы у них скрипку не упереть, если это так уж необходимо для детективного сюжета? 


Вот Амати, как ни странно, никто не завидует, даже опустившийся ученик-раздолбай отзывается о нем с искренней теплотой. А Страдивари в момент заслуженного триумфа чествует явный лицемер, рядом с ним — опять же, восхищенная дурочка, а вокруг — завистливые взгляды. А финал фильма — это хэппи энд или катастрофа? Скрипку-то вернули? Неясно. Даже если вернули, главное-то точно не нашли. Было что-то старого у Амати, чего так и не заметили остальные участники сюжета из любой эпохи, хотя он и не думал скрывать. Не зря же все эти анекдотические повторы про секрет лака... Фильм для решивших пойти по пути познания. 


ЮАНЬ ЧЖЭНЬЯН 


Патриарх Дамо 



Этот фильм вы вряд ли видели, он совершенно не раскручен. Патриарх Дамо (для тех, кто в танке) принес индийское учение о стихиях в Китай, вследствие чего получились У-Син, Ци-Гун и всякие боевые искусства Шао-Линя. Фильм странный. После просмотра остается ощущение, что создатели сказали сильно меньше, чем собирались. Или наоборот — хотели сказать очень много, а в результате нашли тапок Бодхидхармы в пустой могиле. Тогда стоило ли вообще искать и что, собственно, искали? Сравните западный и восточный подходы к обучению, отношениям между учеником и Учителем, и наконец, сам предмет поиска. Фильм для любителей восточных практик, которые почему-то не живут в Китае. 


Да, а что почитать?


По западной традиции обучения — разумеется,   Стругацких. «Пикник на Обочине» и «За миллиард лет до конца света». Герои там, кстати, тоже не нашли секрет лака, отчего и все их проблемы. Хотя может быть, все дело в том, что и авторы, и герои — все-таки дети советской эпохи... И еще кстати, — для поклонников Такрковского, которые полжизни собираются посмотреть «Сталкера», — можете и не смотреть, не тратьте время. Это ж надо было с такой скучнейшей претенциозной бездарностью так изгадить великолепный текст!.. Такое ощущение, что книжку Тарковский не читал вовсе. А вы почитайте. Удивительно, что именно эти два текста часто пролетают мимо даже фанатов творчества Стругацких. 


По восточной традиции (а из нее тоже очень даже есть, что почерпнуть) наиболее внятное из попадавшегося мне — трехтомник Чжоу Тзуньхуа: «Дао Тайцзицюань», «Дао И-Цзин» и «Дао Медитации». Упражнения вам вряд ли пригодятся, а вот описание феномена энергии дано достаточно ясно и корректно. В общем, пригодится не только «восточникам». 


А что послушать?


Ну, раз уж речь зашла о скрипке, то — Яша Хейфец, Давид Ойстрах и Джошуа Белл. Последний, кстати, прославился тем, что играл в переходе метро на скрипке Страдивари произведения Баха в течение сорока пяти минут, — и заработал 32 доллара (за два дня до этого все билеты на его концерт в Бостоне были распроданы по средней цене 100 долларов). Видео вы легко найдете в Интернете. Что характерно — дети чаще замедляли шаг, чтобы послушать, но взрослые тащили их за собой... 


Ну а для расфокусировки — Pierre Boulez: Le Marteau sans Maitre. Эта пластинка вас удивит — звуки, живущие в пространстве. Впрочем, его искусство дирижирование прекрасно работает и в классике. Всячески рекомендую. 

Наблюдения