БЛОГ
О смыслах

Практическое Богоискательство

И есть ли смысл?

Ни одно явление в истории человечества не сопровождалось (и не сопровождается до сих пор) таким количеством столь изощренных форм безумия, как поиски Создателя. Стук в дверь, вкрадчивый голосок, от которого хочется проснуться, как от кошмарного сна: «Хотите поговорить о Боге...» Смотришь — а там та-акое чмо... Но в том-то и фокус, что поговорить о Боге как раз нет-нет, да захочется. Только с кем-нибудь адекватным. 

Вряд ли мы даже среди самых прожженных циников найдем человека, который хоть раз бы не задавался вопросом о Создателе. Чисто для себя. Пока никто не видит. И несмотря на солидарные усилия самых разных конфессий, государственных ведомств и групп частных лиц, как будто бы нарочно направленные на дискредитацию любой веры, люди продолжают Создателя искать. Тысячелетиями. Уж кто как может. Сколько ни сжигай за ересь и не сажай за оскорбление чувств верующих. Спрашивается: что это — инстинкт, базовая потребность, без которой жить невозможно, или проявление естественного отбора, выбраковывающего людей с архаичным сознанием? Практический смысл какой-то есть в богоискательстве? 

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала определимся с терминами. А то современный человек обычно представляет себе Создателя, как дедушку на облачке (когда миссионеры пытались объяснить что-то дикарям, столкнулись примерно с таким же уровнем понимания). Причем дедушка — в явном неадеквате. То добренький, то изуверски злой, жестокий и мстительный. Нет, серьезно, один духовно-популярный гуру так прямо и выдал: Бог неадекватен (прости его, Господи, сам он неадекватен). И зрителям очень понравилось — десятки тысяч просмотров и лайков. Потому что дядечка выразил довольно массовое ощущение. Ну действительно: вот почему одним все, а другим ничего?! (помните анекдот про нового русского и бомжа на рыбалке) Те, кто поумнее, даже специальный термин придумали для этого безобразия — «траснцендентность». Агностики они потому что. 


Неудивительно, что когда современный человек произносит нечто вроде «на все Воля Божия», это обычно говорит о крайней степени неуверенности: такая попытка заранее оправдывается за свое поражение с примесью робкой надежды на чудо. Подобным же образом «вера» в подавляющем большинстве случаев означает осознанную неадекватность Реальности. Таким образом фраза «Я верю в Бога» представляет собой в популярной версии — гремучую смесь беспомощности и агрессии. Что и наблюдаем повсеместно. 


Между тем, на основные вопросы о Создателе человеческая мысль давно ответила. Лет пятьсот назад — уже вполне определенно. И был в этих ответах вполне практический смысл. Причем вовсе не только: «мы верим правильно, а вот эти — неправильно, поэтому давайте их поскорее убьем» — чтобы довести эту несложную идею до массового сознания, совершенно не требовались многотомные труды лучших умов человечества. Их и тогда, как и сейчас, читали избранные. 


Так вот, пытаясь постичь Создателя, христианские богословы, античные философы и восточные мудрецы (Николай Кузанский, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама, Платон... и так вплоть до Вьясы, записавшего Веды около десяти тысяч лет назад) в общем сходились в следующем. 

Во-первых, Создатель — единая и единственно возможная причина и основа всего. Ну, собственно, и сегодня ученые, отмотав назад до Большого взрыва, только руками разводят: в чем причина самого взрыва и что было до того — непостижимо. И даже если что-то придумаем, все равно без Создателя проваливаемся в дурную бесконечность или бегаем по замкнутому кругу. Практическое же следствие состоит в том, что если бессмысленность — в основе представления о мире, так и в жизни проявляется то же самое, потому что принцип подобия никто не отменял. Все разваливается, все бессмысленно, даже воздушные шарики не радуют. 


Во-вторых. Создатель — за пределами Реальности, проявлен во всем и не подобен ни чему. Понять это легче, чем, кажется. Допустим, вы построили дом и вышли из него. Дом есть ваше проявление: в нем — воплощение вашей мысли, вашего труда, вашей энергии. При этом чисто физически на дом вы не похожи совершенно: дом — коробка из дерева или там из кирпича, вы — человек из плоти и крови. То есть — творец не единосущностен творению. Если ни разу не видеть человека вообще, какое представление о нем можно составить, видя только дом? Особенно, если строил он его не для себя, а скажем, для любимого хомячка. Аналогичный пример для молодежи — программа и программист. 


Из этого, как вы понимаете, следует, что Создатель — не познаваем в принципе. Но сами попытки Его познания дают очень многое. Потому что как только понимаешь, что строителя бесполезно искать в доме (особенно — для хомячка), а программиста — в программе, — то тем самым твой разум уже выходит за пределы хомячьего домика или компьютерной программы, по лабиринтам и алгоритмам которых бегает большинство народонаселения в поте лица своего. Имея в распоряжении своего разума дополнительное измерение Реальности, вы получаете колоссальные преимущества над ними. Вы уже можете хотя бы в какой-то мере представить себе план дома или схему программы. Вы начинаете понемногу постигать те законы, по которым устроена Реальность. 


Естественно, Создатель (или программист), который наблюдает за всеми хомячками и подпрограммами сразу, видит такое дело, и... вот тут как раз все решают Любовь и Вера. Дело в чем: строитель ведь, как мы помним, ни в чем не подобен дому, а программист — программе. Кроме одного — Любви. Любовь — это не сюсюканье за все хорошее против всего плохого. Любовь — это единственное наше общее пространство с Создателем, общая частота, если хотите. На других частотах Он нас не слышит (могут услышать менеджеры и лаборанты Его, но не факт, что результаты общения вам понравятся). 

А Вера — это принятие Реальности Божией. То есть, практический инструмент получения (принятия) желаемого, которое совершенно точно есть в бесконечной и наполненной всем мыслимым и немыслимым Реальности. Принятие, кстати, требует адекватных и вам, и Реальности, действий (опять вынужден цитировать анекдот: «Ну ты хоть лотерейный билет купи!») Не верите? Говорите — принцип ограниченности пирога? Ну вот вы и имеете вечную битву за этот ограниченный пирог — в точности по вере вашей. Аналогичная история с «деньги счастья не приносят», «приходится жертвовать здоровьем», «счастливых семей не бывает» и прочими вредными иллюзиями, вера в которые в вашем случае как раз достигла критической массы пресловутого горчичного зерна. По Вере дается вам, а не по праведности. 


Поэтому: любовь направляем прежде всего на Создателя, а через него — на Реальность Его, а принятие — прежде на Реальность, а через нее — на Создателя. И практический результат не замедлит проявиться: «...и кто глядит на Тебя с Любовью в лице, найдет, что и Твое лицо неизменно обращено к нему с Любовью. Кто смотрит на тебя гневно, найдет и твое лицо таким же. Кто смотрит на тебя с весельем, и Твое лицо найдет таким же веселым, как и лицо глядящего» — сформулировал кардинал Николай Кузанский в 1452 году, трактат «О видении Бога». 


И еще: Вера ни в коей мере не противопоставлена разуму, а наоборот, является высшей формой его развития. Если разум в помутнении и бардаке, значит никакая это не Вера, а фанатизм или в лучшем случае, доверчивость. Отличить одно от другого очень легко: полный антоним Веры — это страх (или агрессия — оборотная сторона страха). Страх показывает вам, что вы опираетесь не на Реальность, а на иллюзию. Потому и страшно: в самый неожиданный момент все и развалится. Тем более, что Реальность делает все, чтобы избавиться от одержимого иллюзиями. Ведь он в безумии своем разрушает мир, в котором сам же и живет, причем не один. По тому же принципу действует компьютерный вирус или раковая клетка. Антивирус, защищающий Реальность, называется Смерть — нечто вроде перезагрузки или перезаписи отдельного кластера. А для функционирования кластера, чем бы он ни занимался, — необходима Энергия. Но об этом, как и о многом другом — в следующий раз.