БЛОГ
О деньгах

Бизнес для души

Да сколько можно уже тянуть все это! А главное — зачем? Денег, кончено, много не бывает. С другой стороны, Генри Форда или Стива Джобса из меня уже явно не выйдет, — стоит ли упахиваться? А не упахиваться — так и этого лишишься... На сколько меня еще хватит?.. Да и надоело, откровенно говоря. Хочется уже чего-то, чтобы удовлетворение приносило... Для души. След оставить. И деньги, конечно... Интересно — так вообще бывает? Чтобы бизнес — для души?.. 

Проблема, как обычно, в непонимании смысла термина и сути процесса. В массовом сознании бизнес — это торговля, услуги, производство. Это, вроде как, неинтересно, но надо. А для души — это что-то новое, глобальное, вечное... как айфон. Или написать Джоконду. Вот это и будет — оставленный след в истории и моральное удовлетворение. Более-менее так оно и есть, и естественно, дьявол в деталях. На самом деле, чувство удовлетворения и радость творчества возникают вовсе не от масштабов или уникальности дела. Это как раз следствие. А причина — в том, каков основной источник энергии и основное направление ее движения в структуре. Стив Джобс был лично глубоко несчастным человеком. При этом самые счастливые и творческие (из известных мне) — отнюдь не бедные художники (да и не художники вовсе). 


Теперь давайте во всем этом разбираться. Итак, в основе любого процесса — энергия. Источников ее в системе может быть всего три: энергия лидера, энергия сотрудников и энергия окружающего пространства. А направлений — всего два: от лидера к пространству или от пространства к лидеру. Если основным источником энергии является внешнее пространство, а бенефициаром — лидер, — то это бизнес. Если структура живет на энергии сотрудников, которые постоянно жрут друг друга, — то это гадюшник. А если лидер преобразует собственную энергию в материальный или интеллектуальный продукт и деньги, — то это творчество. Конкретный вид деятельности совершенно не важен. 


Дело в том, что состояние счастья и удовлетворения человек испытывает именно отдавая энергию. И сам тоже без энергии жить не может. А вот набор энергии из пространства сопровождается довольно серьезной физической и нервной нагрузкой. Поэтому вечная проблема бизнесменов (в случае удачи) — деньги есть, а счастья нет. Творческих людей, соответственно, — то деньги кончаются, то идеи. То есть — вечно не хватает энергии в различных ее проявлениях. Когда энергия заканчивается совсем, про героев начинают снимать телепередачи из серии «еще один сгорел на работе»...


Волей-неволей, осознанно или нет, каждый вынужден определиться, чем он занимается — бизнесом или творчеством. Иначе ни один проект просто не выживет.

Многие бизнесы начинались как творческая лаборатория: лидер и команда единомышленников, интересный проект... Лидер зажигает всех своей харизмой и верой в успех (читай — энергией). Допустим, проект не загнулся, а начал расти. Энергии лидера уже на всех не хватает. И волей-неволей, осознанно или нет, каждый вынужден определиться, чем он занимается — бизнесом или творчеством. Иначе ни один проект просто не выживет. 


Если побеждает творческое начало, то это что-то вроде ставки на зеро: можно сорвать джек-пот, шансы — соответствующие. Потому что творчество — это стремление к уникальности: делать, как никто, причем каждый раз. Что в современном мире востребовано крайне мало. Перед лидером творческого проекта — сложнейшая задача: с одной стороны, постоянно восполнять и увеличивать собственные запасы энергии, с другой, — не давать разрастаться структуре, оставляя только самых необходимых помощников. А сам процесс развивать не количественно, а качественно. Да еще и все время оставаться в резонансе с реальностью, чтоб не улететь в свои творческие фантазии, которые нафиг никому кроме него самого не интересны. 


Уровень доходов творческого человека прямо пропорционален уровню его личной энергии. Которой, заметим, должно хватать еще и на всю команду. Если лидеру удается найти свой личный (а лучше — Единый и неисчерпаемый) источник энергии, то получаются авторские дизайн-студии, театры с мировым именем, мишленовские рестораны, штучные производства, на продукцию которых записываются за год, — в общем, мастера высшего класса в своем деле с небольшими командами... Ну и произведения искусства, конечно. Все это может зарабатывать не меньше, чем иной бизнес, хотя и не так много, как международные корпорации. При полном душевном удовлетворении от проделанной работы. И только до тех пор, пока у лидера есть энергия, на которой все держится. 


Проблема состоит в том, что открыть для себя неиссякаемый источник энергии (читай — Создателя) — не каждому под силу. А все остальные — конечны. Отсюда склонность творческих людей к алкоголю, наркотикам, невыносимому для окружающих поведению, — все это попытки хоть как-то возместить затраченную на очередной проект энергию. Постепенно все вышеперечисленное начинает подменять собой творчество. Это — деградация. Лидер со временем либо разрушает сам себя либо — свое собственное детище. А причины — всегда найдутся. Бывает, что творческий процесс естественным образом перестраивается в бизнес-структуру. Наиболее характерный и общеизвестный пример — Шнур. Выиграл он от этой трансформации или проиграл? Как посмотреть. Зубы дорогие, выглядит грустно. 


Выражения типа «душу в свой бизнес вкладываю» или «мой бизнес — дело моей жизни» — это идиотизм. Все равно, что толкать машину вместо того, чтобы ехать на ней или собираться помереть именно в тот день, когда машина отправится на свалку.

Если же лидер — изначально человек прагматического склада, системного мышления и сниженной чувствительности, то бизнес побеждает еще раньше. Бизнес — это стремление к унификации и глобализации. В мире которых мы все, собственно, и живем. Выражения типа «душу в свой бизнес вкладываю» или «мой бизнес — дело моей жизни» — это идиотизм. Все равно, что толкать машину вместо того, чтобы ехать на ней или собираться помереть именно в тот день, когда машина отправится на свалку. 


Любой бизнес рано или поздно проходит через довольно болезненный, хотя и технически несложный процесс перевода структуры на внешние источники питания и функционирование по алгоритмам. Вместо семейной атмосферы внутри структуры создается зона умеренного дискомфорта. Бизнес-процессы максимально формализуются. Все это с неизбежностью влечет за собой создание постоянно действующей системы поиска и замены кадров. В идеале — чтобы на любую позицию постоянно претендовало хотя бы три соискателя (пусть даже очень среднего качества), и уволить тоже можно было любого по щелчку пальцев. Старая команда, с которой все начиналось, обычно до успеха не доживает, за исключением тех немногих, кто готов принять новые правила игры. 


И вот через какое-то время перед нами классическая корпорация, устроенная по принципу пирамиды. Ну а в любой пирамиде энергия движется снизу вверх, это еще Пифагор вычислил. Выжатый, как лимон, сотрудник, конечно, будет работать хуже, но это не беда: на то есть инструкции и алгоритмы. Зато энергии уж как-нибудь да наберет во внешнем пространстве (сам того не сознавая, будет пожирать всех, от контрагентов до собственной семьи) — и принесет в родную корпорацию. Через год-полтора — заменим. 


Чем ближе бизнес-структура к этому корпоративному идеалу, тем больше времени и финансовых ресурсов в распоряжении лидера (при этом полностью освободиться не получается никогда — business он на то и business, что от слова busy), и тем сильнее он ощущает бессмысленность всего сущего. Причина — элементарный энергетический токсикоз: это все равно, что питаться преимущественно мясом. Вот здесь и начинается тяга к творчеству, стремление оставить след, духовный поиск и т.д. 


Насколько жалки бывают попытки творческих людей найти деньги на очередной проект, настолько же беспомощны бывают попытки бизнесменов реализовать себя в творчестве, не говоря уже о духовности. «Бизнес для души» не приносит удовлетворения и генерит убытки. Народная офисная примета: если босс поехал в Индию, значит скоро начнут задерживать зарплату. Уж лучше прикрепление богу духовными скрепами по более-менее фиксированному прайсу. Те, кого от всего этого тошнит, с горя нанимают учителей по живописи или игре на гитаре, — ну творчество же, чо... Оно, конечно, не возбраняется, если в кайф, неудобство же в следующем: до настоящего таланта обычно далеко (а то бы получился не бизнесмен, а музыкант или художник), а делать что-то на дилетантском уровне — стремно. 


Бывает, конечно, что бизнес и творчество в классическом смысле слова существуют на достойном уровне, поддерживая друг друга. Из известных примеров — Дмитрий Гордон: делает великолепные интервью, и зарабатывает на недвижимости. Выглядит очень счастливым и ничуть не уставшим. Это и есть опора на тот самый Единый и неисчерпаемый источник, в котором разделение противоположностей исчезает. Не каждому дано. 


В подавляющем же большинстве случаев, если вы бизнесмен, то инструмент вашего творчества — это ваши деньги. Тиньков, кстати, в одном из интервью справедливо заметил, что для управления деньгами тоже нужен талант. А раз так, то деньгами можно создать что-то разумное, доброе и более-менее вечное, не хуже, чем кистью, звуком или словом. 


Главное (в противоположность бизнесу) — личное участие и вовлеченность в процесс. И не путать с благотворительностью: если вы перечислили, скажем, миллион, в фонд детей-сирот, на которых вам, в общем, по фигу (обычно — из духовно-пиаровских соображений), вы, конечно, сделали доброе дело. И только. А если вы реально претесь от футбола, купили команду и без того обеспеченных мордоворотов, и теперь вместе с тренером прыгаете до потолка от их успехов и хватаетесь за сердце при поражениях, — то вы пребываете в творческом процессе. Со-творяете игру, которая, быть может, войдет в историю. И часть своей энергии и денег обмениваете на ощущение радости и осмысленности жизни. То же самое ради понтов — уже не работает. Вернее, может работать на имидж, социализацию и т.д., что совсем другая история. 


Еще примеры: Дмитрий Зимин, будучи ученым, создал свой фонд не просто для поддержки всего хорошего, а именно наукоемких проектов, то есть, таких, которые интересны ему лично. А вот Прохоров машинки не любил, поэтому в добровольно-принудительном порядке получился е-мобиль. Так что в экологию вкладываемся только если действительно любим природу, а храмы строим, если Вера в Создателя сочетается с необъяснимым интересом к архитектуре. Вообще, бизнесмену очень полезно иметь какое-то побочное увлечение, занимающее примерно 10% его внимания и средств. И бизнес пойдет легче, и жить станет веселее. Тут важно не увлекаться и не превышать эти 10%, которые мудрые люди во все времена и у всех народов тратили на улучшение этого мира, — адекватным себе лично способом.